Продолжение.
Основные этапы становления и развития жилищно – коммунального хозяйства России
Отраслевое образование
Сегодня современное городское хозяйство представляет собой многоотраслевой комплекс, от согласованной работы которого зависит качество жизни населения. Для осуществления эффективной эксплуатации жилых зданий, объектов коммунальной инженерной инфраструктуры и городского транспорта, дорог, мостов, озеленения территорий на протяжении веков формировалась отраслевая система образования, подготовки и переподготовки кадров.
Со времен Киевской Руси на территории нашего государства развивались различные ремесла: были великолепные литейщики и кузнецы, архитекторы и строители. Тонкостям мастерства, навыкам профессионального дела обучались в процессе труда как у иностранных специалистов, в школах при монастырях, так и у своих вошедших в историю «Левшей». Появление на Руси новых городов и строительство новых дорог для нужд развития торговли и промышленности дали толчок к развитию новых «городских» профессий, удовлетворяющих потребности грамотного строительства и эксплуатации водоводов и плотин, дорог и мостов и других объектов.
Начало создания государственной системы профессионального образования относится к 1701 году, когда Петром 1 был подписан указ, определявший роль и назначение профессиональных учебных заведений в России.
Первых из них были открыты для подготовки специалистов в промышленности, транспорте и городском хозяйстве. В 1866 году было создано Русское техническое общество; через два года начала работать постоянная комиссия по техническому образованию, появился и одноименный журнал «Техническое образование». В этот период открываются учебные слесарные мастерские, создаваемые на «доброхотные даяния», появляются первые технические училища: начал готовить специалистов для коммунальной энергетики Московский энергетический техникум.
В 1872 году был издан «Устав реальных училищ», согласно которому существовавшие ранее гимназии были преобразованы в новый тип учебных заведений – реальные училища, которые давали общее и специальное образование.
По мере развития общества менялись исторические, социальные задачи и градостроительная политика. Усложнение и развитие городского хозяйства все настоятельнее требовало наличия высококвалифицированных кадров не только высшего управленческого звена, но и среднего звена, владеющего вопросами производства и управления персоналом.
В печати и на съездах промышленников все настойчивее стали звучать требования о расширении в России сети профессиональных училищ и школ для нужд развития промышленности и городского хозяйства. Развитие системы профессионального образования являлось мощным средством самостоятельного национального развития России. За период с 1898 по 1903 возникло восемь средних училищ в дополнение к действующим 10, два низших технических училища были реорганизованы в средние, начала формироваться и система специального образования для нужд городского хозяйства. Сначала для работников городского хозяйства были организованы краткосрочные курсы в виде циклов лекций. В курс отдельных учебных заведений были введены дисциплины по основным коммунальным специальностям .
Первый крупный шаг в изучении города как такового: истории его развития, строительства и благоустройства, был сделан в Петербурге (Ленинграде). В 1918 году в Аничковом дворце был создан «Музей города», при котором организовывались лекции по отдельным вопросам городского хозяйства для коммунальных работников, жилищных инспекторов, учащихся ВУЗов и ВТУЗов. В 1922 году «Музей города» при содействии Ленинградского Губкомхоза организовал курсы по коммунальному хозяйству, основной задачей которых являлась подготовка коммунальных работников с общим знанием коммунального дела, приемов и навыков работы городском хозяйстве. Продолжительность курсов сначала составляла 6 недель, затем программа была расширена до 6 месяцев, а впоследствии их продолжительность была увеличена сначала до одного года, а затем и до двух лет.
В 1925 году ленинградские курсы по коммунальному хозяйству были реорганизованы в Техникум коммунального хозяйства, продолжительность обучения в нем соответственно выросла до трех с половиной лет.
В 1926 году Техникум коммунального хозяйства был вновь реорганизован в Высшие курсы коммунального хозяйства в связи с передачей техникума в непосредственное ведение НКВД РСФСР. Высшие курсы коммунального хозяйства предназначались для подготовки коммунальных работников, компетентных во всех вопросах коммунального хозяйства, и, вместе с тем, специализирующихся в одной из его основных отраслей: благоустройстве, организационно-экономической, инженерной или жилищной сфере.
В конце 1928 года в Ленинграде было организовано Научно-исследовательское бюро коммунального дела, объединявшее научные силы города, которое вскоре было переименовано в «Институт коммунального хозяйства». В ленинградском Политехническом институте и Институте гражданских инженеров были введены коммунальные циклы, причем в Политехническом институте читались курсы по коммунальному и жилищному строительству, коммунальному управлению и финансам.
В этот же период в Москве были организованы «Кратковременные специальные курсы по планировке» на базе Московского высшего технического училища (МВТУ), действовало коммунально-строительное отделение с тремя подотделами: водопроводно-канализационным, отопительно-вентиляционным и дорожно-планировочным, был введен курс экономики коммунального хозяйства. В Московском государственном университете на факультете советского права началось чтение курса по коммунальному хозяйству.
Начали готовить кадры для коммунального хозяйства и в Донском политехническом институте (Ростов-на-Дону), подготовка шла по нескольким специальностям: экономике коммунального хозяйства и коммунальному управлению.
Вопросы экономики преподавались и в Сибирском политехникуме (Новосибирск), но более чем в скромных объемах.
В конце 20-х годов в нашей стране готовилась реформа образования, касающаяся всех трех его ступеней, начиная от подготовки рабочих кадров до переподготовки министров и управленческих кадров высшего звена государства; затрагивала она и подготовку кадров для городского хозяйства.
План развития коммунального образования в России был представлен в августовском номере журнала «Коммунальное дело». Коротко он выглядел так.
Подготовка квалифицированной коммунальной рабочей силы: предусматривалась в школах фабзавучей для подростков, школах и курсах для юношей и взрослых рабочих, предусматривалось бригадное и индивидуальное ученичество.
Подготовка низшего командного состава в области жилищного строительства, водоснабжения и канализации, дорожного и мостового дела, садово-парковых работ предусматривалась на курсах коммунальных десятников, которые должны были быть организованы во всех областных центрах, в особенностях на окраинах, так как потребность в такой рабочей силе была очень насущна. Основной задачей курсов было – дать основные знания по вопросам техники строительства и вместе с тем – усвоение целей и задач коммунального строительства.
Подготовка низших технических работников (десятников, чертежников и т.д.), работников в области делопроизводства, счетоводства и учета, статистики коммунального хозяйства предусматривалась на базе создания школ 2-й ступени с коммунальным уклоном.
Подготовка среднего технического персонала, коммунальных техников, помощников инженеров во всех областях коммунального строительства (съемочно-планировочной, жилищно-строительной, водоснабжения и канализации, дорожной и мостовой и т.д.) предусматривалась на базе создания системы коммунальных техникумов. Техникумы должны были быть организованы в крупных областных центрах, в первую очередь – в Москве и Ленинграде. Коммунальных техник должен был получить законченное среднее техническое образование и знание основ экономики коммунального хозяйства. В отдаленных от центра местностях, такой технический работник был абсолютно необходим, так как мог заменить с успехом инженера, который там, как правило, отсутствовал.
Подготовка инженеров- техников и инженеров-экономистов во всех областях коммунального хозяйства должна была осуществляться на базе коммунальных высших учебных заведений. Подготовку инженеров-техников должны были осуществлять в Москве — МВТУ, в Ленинграде – Политехнический институт им. М.И. Калинина, Институт гражданских инженеров и Ленинградский институт коммунального хозяйства.
Переподготовка ответственных коммунальных работников руководящего административно-организационного персонала была отнесена к компетенции Практической коммунальной академии и курсов для лиц высшей и средней квалификации.
Повышением квалификации коммунальных работников округов и районов, окружных и районных городов должны заниматься курсы по коммунальному хозяйству.
Подавляющее большинство советских техникумов было создано на базе дореволюционных средних и низших специальных учебных заведений: технических, коммерческих, сельскохозяйственных, горных и других.
В довоенный период были популярны циклы лекций и клубные занятия по коммунальному хозяйству для распространения коммунальных знаний среди членов горсоветов, проводились популярные лекции и для широких трудящихся масс. В помощь обучающимся издательством НКВД РСФСР активно издавалась специальная литература.
В конце 1929 года подготовка профессионалов-коммунальников осуществлялась двумя вузами – Коммунальным институтом в Ленинграде и Институтом народного хозяйства в Харькове, на базе Коммунального факультета, который имел две специализации – коммунальную и жилищную.
Большим шагом стало создание в 1931 году Академии коммунального хозяйства РСФСР, которая в первые годы своего существования занималась в основном переподготовкой кадров высшего звена для городского хозяйства, позднее при АКХ РСФСР была создана аспирантура, осуществлявшая подготовку научных кадров.
В 1931 году при очередном витке реформы образовании в ведение НКВД РСФСР были переданы только три вуза, не охватывающие всех отраслей коммунального хозяйства и не вполне приспособленные для подготовки коммунальных кадров. Само территориальное расположение этих вузов – Ленинград, Казань и Новочеркасск – носило случайный характер. В Москве, где имелась лучшая производственная база для коммунального образования и самое мощное в стране коммунальное хозяйство, не было ни одного специализированного вуза.
Борьба НКВД РСФСР за создание специализированного коммунального вуза в Москве увенчалась успехом с передачей в его ведение Высшего архитектурно-строительного института (ВАСИ).
С созданием в 1931 году Наркомата коммунального хозяйства РСФСР (НККХ РСФСР) ему были переданы учебные заведения, готовящие специалистов для отрасли. В начале 30-х годов появились коммунальные вузы в Саратове (на базе существующего техникума), Новосибирске (на базе Сибирского строительного института), в Свердловске и Казани, а позднее – на Дальнем Востоке. Продолжалось формирование и коммунальных техникумов. Перед Великой отечественной войной их было уже больше двадцати.
В 1954 году постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием» намечалось расширить подготовку специалистов по дефицитным специальностям до уровня потребности в них. Было определено, что на одного специалиста с высшим образованием должно приходиться два-четыре специалиста-техника. Были разработаны перечни новых специальностей, подготовлены учебные планы и программы, создана необходимая учебно-методическая база.
В эти годы многие преподаватели совмещали работу в вузах с работой в научно-исследовательских, конструкторских и проектных институтах. Они привлекали к решению конкретных задач наиболее талантливых студентов.
В 1972 году постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» было введено обязательное прохождение годичной стажировки на предприятиях, в учреждениях и организациях для студентов, что помогало им приобретать необходимые практические навыки, осваивать передовые технологии и связывать полученные знания с жизнью. После окончания ВУЗов выпускники направлялись на работу в учреждения, предприятия, на производство и со знанием дела внедряли на практике полученные знания и научные разработки.
Но работников ЖКХ с высшим и средним специальным образованием по-прежнему не хватало. Зачастую инженерные и руководящие должности занимали практики со средним школьным образованием. Лишь к концу 60-х годов ситуация начала меняться, вышло постановление, запрещающее занимать руководящие должности без соответствующего образования. Оно заставляло руководителей коммунальных предприятий направляать своих специалистов поступать в ВУЗы, либо активнее искать им замену.
Формировалась и государственная система поддержки молодых специалистов. В 1973 году вышло совместное постановление Госкомитета по науке и технике, Министерства высшего и среднего образования СССР и ЦК ВЛКСМ о создании советов молодых специалистов на предприятиях и организациях, в которых работало более 10 специалистов в возрасте до 30 лет. Эти советы контролировали предоставление молодым специалистам работы по специальности, прикрепление наставников, привлечение к научной и общественной работе.
В 80-е годы высшие учебные заведения начали готовить специалистов по договорам с предприятиями и организациями. Координировал эту работу Минжилкомхоз РСФСР: собирал запросы от предприятий, изучал, сколько и каких специалистов требуется, изучал, какие профессии не обеспечены кадрами, поддерживал тесные контакты с высшими и средне-специальными учебными заведениями.
В 80-е годы уже около 120 вузов СССР направляло своих выпускников на предприятия и в организации ЖКХ – порядка 4000 специалистов в год. Хотя официальные рейтинги вузов в тот период не проводились, руководители жилищно-коммунальных предприятий отлично знали, какие вузы готовят качественных специалистов.
— у коммунальников многоотраслевых предприятий ЖКХ особенно ценились выпускники Харьковского института коммунального строительства, МИСИ, МЭИ, МГУ;
— в области экономики и финансов – котировались выпускники соответствующих факультетов Горьковского государственного университета, Московского технологического и «Плехановского» институтов;
— для работы в вычислительных центрах ЖКХ, на местах мечтали заполучить выпускников МВТУ им.Н.Э.Баумана,
— специалистов в области отопления и вентиляции (до 1870 года в России их не готовили, в основном эти работы выполняли архитекторы – питомцы императорской академии художеств, а также выпускники горного или технологического института), готовил Санкт-Петербургский Институт гражданских инженеров (1832 — 1931 год), позже преобразованный в Институт инженеров коммунального строительства. Сегодня подготовку специалистов в этой области осуществляют десятки строительных вузов страны;
— среди строительных специальностей были востребованы специалисты с дипломами МИСИ, МАрхИ, ЛИСИ, Ивановского ИСИ, Курского, Воронежского, Пермского политехнических институтов.
— , Государственный университет по землеустройству, (образованный в 1779 году для кадрового обеспечения земельной реформы в России), продолжают и сегодня выпускать высококлассных геодезистов;
— в водоканалах ценились выпускники соответствующего факультета МИСИ;
— в сфере дорожно-транспортного хозяйства вне конкурса шли выпускники МАДИ, МИИТа, Ленинградского экономического, Волгоградского, Казанского ИСИ, Новочеркасского, Иркутского, Новосибирского политехнического института;
— коммунальные энергетики были рады выпускникам МЭИ, Смоленского энергетического института;
— если до начала Х1Х века в России не было специализированных вузов, которые бы готовили цветоводов и озеленителей для нужд городского хозяйства, то сегодня – десятки сельскохозяйственных (Московская сельскохозяйственная Академия им. К.А.Тимирязева), лесных (Санкт-Петербурская лесотехническая академия им. С.М.Кирова), Московского лесотехнического института, архитектурно-строительных вузов (МАРХИ), техникумы зеленого строительства и многие другие учебные заведения выпускают специалистов по ландшафтному дизайну, озеленению и цветоводству для нужд городского хозяйства, которые востребованы у озеленителей и цветоводческих хозяйств, проектных и строительных организаций по озеленению городов; — для подготовки специалистов в жилищной сфере был создан Белгородский государственный технологический университет, осуществляющий подготовку специалистов по технической эксплуатации и реконструкции зданий. Далее эта специализация была введена в Ростовском государственный технологический университет и других высших и средних учебных заведениях России.
Существенным фактором в повышении уровня подготовки специалистов для городского хозяйства, явилось открытие Минвузом России в 1999году (в МГСУ и Пензенском ГАСУ) новой для России специальности – Экспертиза и управление недвижимостью. Изучая весь жизненный цикл объекта недвижимости (жилого здания, инженерного сооружения и др.) специальность, таким образом, уделяет большое внимание организационно- техническим и финансово- экономическим вопросам эксплуатации этих объектов. Дальнейшее развитие этой специальности, обусловленное востребованностью выпускниками, привело к созданию в ее рамках специализации – Организация и управление ЖКК муниципальных образований.
Сегодня кроме вузов, техникумов и колледжей в системе подготовки специалистов для жилищно — коммунального хозяйства России действуют учебные центры и учебно-курсовые комбинаты, курсы повышения квалификации. География системы подготовки кадров для нужд коммунальной сферы охватывает сегодня 70 субъектов Российской Федерации: от Калининграда до Владивостока, от Архангельска до Севастополя.
Тем ни менее, процессы глобализации мирового хозяйства, вступление России во Всемирную торговую организацию и, как следствие, интеграция российской экономики в международное экономическое пространство, а также интенсификация миграции, оказывают серьезное влияние на рынок труда в ЖКХ.
Тенденции использования нового современного оборудования, стремительного изменений технологий и усиливающая конкуренция в отрасли, требуют повышения эффективности системы подготовки и постоянного повышения квалификации кадров.
Эти задачи призвана решить создаваемая в России, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2012г. №597, Национальная система профессиональных квалификаций.
Ключевым элементом Национальная система профессиональных квалификаций является приведение учреждениями образования основных образовательных программ (ООП) и федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в соответствие с профессиональными стандартами, что в конечном итоге должно обеспечить положительный результат проверки соответствия квалификаций выпускников учреждений образования, требованиям заложенным в соответствующих профессиональных стандартах в процессе прохождения ими профессионального экзамена в центрах оценки квалификаций, создаваемых в соответствии с 238 — ФЗ «О независимой оценке квалификаций».
Таким образом, в субъектах Федерации предстоит большая работа региональных отраслевых объединений работодателей в ЖКХ (РООР ЖКХ) и отраслевых органов исполнительной власти по организации, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», проведения профессионально — общественной аккредитации ООП в сфере ЖКХ, на соответствие их отраслевым профессиональным стандартам.
Источник: «Союз коммунальных предприятий»