«Пока все дома» изучаем историю становления ЖКХ. Часть 5


Продолжение.

Основные этапы становления и развития жилищно – коммунального хозяйства России

ЖКХ - отраслевое образование в России

Отраслевое  образование

Сегодня современное городское хозяйство представляет собой многоотраслевой комплекс, от согласованной работы которого зависит качество жизни населения. Для осуществления эффективной эксплуатации жилых зданий, объектов коммунальной инженерной инфраструктуры и городского транспорта, дорог, мостов, озеленения территорий на протяжении веков формировалась отраслевая система образования, подготовки и переподготовки кадров.

Со времен Киевской Руси на территории нашего государства развивались различные ремесла: были великолепные литейщики и кузнецы, архитекторы и строители. Тонкостям мастерства, навыкам профессионального дела обучались в процессе труда как у иностранных специалистов, в школах при монастырях, так и у своих вошедших в историю «Левшей». Появление на Руси новых городов и строительство новых дорог для нужд развития торговли и промышленности дали толчок к развитию новых «городских» профессий, удовлетворяющих потребности грамотного строительства и эксплуатации  водоводов и плотин, дорог и мостов и других объектов.

Начало создания государственной системы профессионального образования  относится к 1701 году, когда Петром 1 был подписан указ, определявший роль и назначение профессиональных учебных заведений в России.

Первых из них были открыты для подготовки специалистов в промышленности, транспорте и городском хозяйстве. В 1866 году было создано Русское техническое общество; через два года начала работать постоянная комиссия по техническому образованию, появился и одноименный журнал «Техническое образование». В этот период открываются учебные слесарные мастерские, создаваемые на «доброхотные даяния», появляются первые технические училища: начал готовить специалистов для коммунальной энергетики Московский энергетический техникум.

В 1872 году был издан «Устав реальных училищ», согласно которому существовавшие ранее гимназии были преобразованы в новый тип учебных заведений – реальные училища, которые давали общее и специальное образование.

По мере развития общества  менялись исторические, социальные задачи и градостроительная политика. Усложнение и развитие городского хозяйства все настоятельнее требовало наличия высококвалифицированных кадров не только высшего управленческого звена, но и среднего звена, владеющего вопросами производства и управления персоналом.

В печати и на съездах промышленников все настойчивее стали звучать требования о расширении в России сети профессиональных училищ и школ для нужд развития промышленности и городского хозяйства. Развитие системы профессионального образования являлось мощным средством самостоятельного национального развития России. За период с 1898 по 1903 возникло восемь средних училищ в дополнение к действующим 10, два низших технических училища были реорганизованы в средние, начала формироваться и система специального образования для  нужд городского хозяйства. Сначала для работников городского хозяйства были организованы краткосрочные курсы в виде циклов лекций.  В курс отдельных учебных заведений были введены дисциплины  по основным коммунальным специальностям .

Первый крупный шаг в изучении города как такового: истории его развития, строительства и благоустройства, был сделан в Петербурге (Ленинграде). В 1918 году в Аничковом дворце был создан «Музей города», при котором организовывались лекции по отдельным вопросам городского хозяйства для коммунальных работников, жилищных инспекторов, учащихся ВУЗов и ВТУЗов. В 1922 году «Музей города» при содействии Ленинградского Губкомхоза организовал курсы по коммунальному хозяйству, основной задачей которых являлась подготовка коммунальных работников с общим знанием коммунального дела, приемов и навыков работы городском хозяйстве. Продолжительность курсов сначала составляла 6 недель, затем программа была расширена до 6 месяцев, а впоследствии их продолжительность была увеличена сначала до одного года, а затем и до двух лет.

В 1925 году ленинградские курсы по коммунальному хозяйству были реорганизованы в Техникум коммунального хозяйства,  продолжительность обучения в нем соответственно выросла до трех с половиной лет.

В 1926 году Техникум коммунального хозяйства был вновь реорганизован  в Высшие курсы коммунального хозяйства в связи с передачей техникума в непосредственное ведение НКВД РСФСР. Высшие курсы коммунального хозяйства предназначались для подготовки коммунальных работников, компетентных  во всех вопросах коммунального хозяйства, и, вместе с тем, специализирующихся в одной из его основных отраслей: благоустройстве, организационно-экономической, инженерной или жилищной сфере.

В конце 1928 года в Ленинграде было организовано Научно-исследовательское бюро коммунального дела, объединявшее научные силы города, которое вскоре было переименовано в «Институт коммунального хозяйства». В ленинградском Политехническом институте и Институте гражданских инженеров были введены коммунальные циклы, причем в Политехническом институте читались курсы по коммунальному и жилищному строительству, коммунальному управлению и финансам.

В этот же период в Москве были организованы «Кратковременные специальные курсы по планировке» на базе Московского высшего технического училища (МВТУ), действовало коммунально-строительное отделение с тремя подотделами: водопроводно-канализационным, отопительно-вентиляционным и дорожно-планировочным, был введен курс экономики коммунального хозяйства. В Московском государственном университете на факультете советского права началось чтение курса по коммунальному хозяйству.

Начали готовить кадры для коммунального хозяйства и в Донском политехническом институте (Ростов-на-Дону), подготовка шла по нескольким специальностям: экономике коммунального хозяйства и коммунальному управлению.

Вопросы экономики преподавались и в Сибирском политехникуме (Новосибирск), но более чем в скромных объемах.

В конце 20-х годов  в нашей стране готовилась реформа образования, касающаяся всех трех его ступеней, начиная от подготовки рабочих кадров до переподготовки министров и управленческих кадров высшего звена государства; затрагивала она и подготовку кадров  для городского хозяйства.

План развития коммунального образования в России был представлен в августовском номере журнала «Коммунальное дело». Коротко он выглядел так.

Подготовка квалифицированной коммунальной рабочей силы: предусматривалась  в школах фабзавучей для подростков, школах и курсах для юношей и взрослых рабочих, предусматривалось бригадное и индивидуальное ученичество.

Подготовка низшего командного состава в области жилищного строительства, водоснабжения и канализации, дорожного и мостового дела, садово-парковых работ предусматривалась на курсах коммунальных десятников, которые должны были быть организованы во всех областных центрах, в особенностях на окраинах, так как потребность в такой рабочей силе была очень насущна. Основной задачей курсов было – дать основные знания по вопросам техники строительства и вместе с тем – усвоение целей и задач коммунального строительства.

Подготовка низших технических работников (десятников, чертежников и т.д.), работников в области делопроизводства, счетоводства и учета, статистики коммунального хозяйства предусматривалась на базе создания школ 2-й ступени с коммунальным уклоном.

Подготовка среднего технического персонала, коммунальных техников, помощников инженеров во всех областях коммунального строительства (съемочно-планировочной, жилищно-строительной, водоснабжения и канализации, дорожной и мостовой и т.д.) предусматривалась на базе создания системы коммунальных техникумов. Техникумы должны были быть организованы в крупных областных центрах, в первую очередь – в Москве и Ленинграде. Коммунальных техник должен был получить  законченное среднее техническое образование и знание основ экономики коммунального хозяйства. В отдаленных от центра местностях, такой технический работник был абсолютно необходим, так как мог заменить с успехом инженера, который там, как правило, отсутствовал.

Подготовка инженеров- техников и инженеров-экономистов во всех областях коммунального хозяйства должна была осуществляться на базе коммунальных высших учебных заведений. Подготовку инженеров-техников должны были осуществлять в Москве — МВТУ, в Ленинграде – Политехнический институт им. М.И. Калинина, Институт гражданских инженеров и Ленинградский институт коммунального хозяйства.

Переподготовка ответственных коммунальных работников руководящего административно-организационного персонала  была отнесена к компетенции Практической коммунальной академии и курсов для лиц высшей и средней квалификации.

Повышением квалификации коммунальных работников округов и районов, окружных и районных городов должны заниматься курсы по коммунальному хозяйству.

Подавляющее большинство советских техникумов было создано на базе дореволюционных средних и низших специальных учебных заведений: технических, коммерческих, сельскохозяйственных, горных и других.

В довоенный период были популярны циклы лекций и клубные занятия по коммунальному хозяйству для распространения коммунальных знаний среди членов горсоветов,  проводились популярные лекции и для широких трудящихся масс. В помощь обучающимся издательством НКВД  РСФСР активно издавалась специальная литература.

В конце 1929 года подготовка профессионалов-коммунальников осуществлялась двумя вузами – Коммунальным институтом в Ленинграде и Институтом народного хозяйства в Харькове, на базе  Коммунального факультета, который имел две специализации – коммунальную и жилищную.

Большим шагом стало создание в 1931 году Академии коммунального хозяйства РСФСР, которая в первые годы своего существования занималась в основном переподготовкой кадров  высшего звена для городского хозяйства, позднее при АКХ РСФСР была создана аспирантура, осуществлявшая подготовку научных кадров.

В 1931 году при очередном витке реформы образовании в ведение НКВД РСФСР были переданы только три вуза, не охватывающие всех отраслей  коммунального хозяйства и не вполне приспособленные для подготовки коммунальных кадров. Само территориальное расположение этих вузов – Ленинград, Казань и Новочеркасск – носило случайный характер. В Москве, где имелась лучшая производственная база для коммунального образования и самое мощное в стране коммунальное хозяйство, не было ни одного специализированного вуза.

Борьба НКВД РСФСР за создание специализированного коммунального вуза в Москве увенчалась успехом с передачей в его ведение Высшего архитектурно-строительного института (ВАСИ).

С созданием в 1931 году Наркомата коммунального хозяйства РСФСР (НККХ РСФСР) ему были переданы учебные заведения, готовящие специалистов для отрасли. В начале 30-х годов появились коммунальные вузы в Саратове (на базе существующего техникума), Новосибирске (на базе Сибирского строительного института), в Свердловске и Казани, а позднее – на Дальнем Востоке. Продолжалось формирование и коммунальных техникумов. Перед Великой отечественной войной их было уже больше двадцати.

В 1954 году постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием» намечалось расширить подготовку специалистов по дефицитным специальностям до уровня потребности в них. Было определено, что на одного специалиста с высшим образованием должно приходиться два-четыре специалиста-техника. Были разработаны перечни новых специальностей, подготовлены учебные планы и программы, создана необходимая учебно-методическая база.

В эти годы многие преподаватели совмещали работу в вузах с работой в научно-исследовательских, конструкторских и проектных институтах. Они привлекали к решению конкретных задач наиболее талантливых студентов.

В 1972 году постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» было введено обязательное прохождение годичной стажировки на предприятиях, в учреждениях и организациях для студентов, что помогало им приобретать необходимые практические навыки, осваивать передовые технологии и связывать полученные знания с жизнью. После окончания ВУЗов выпускники направлялись на работу  в учреждения, предприятия, на производство  и со знанием дела внедряли на практике полученные знания и научные разработки.

Но работников ЖКХ с высшим и средним специальным образованием по-прежнему не хватало. Зачастую инженерные и руководящие должности занимали практики со средним школьным образованием. Лишь к концу 60-х годов ситуация начала меняться, вышло постановление, запрещающее занимать руководящие должности без соответствующего образования. Оно заставляло руководителей коммунальных  предприятий направляать своих специалистов поступать в ВУЗы, либо активнее искать им замену.

Формировалась и государственная система поддержки молодых специалистов. В 1973 году вышло совместное постановление Госкомитета по науке и  технике, Министерства высшего и среднего образования СССР и ЦК ВЛКСМ о создании советов молодых специалистов на предприятиях и организациях, в которых работало более 10 специалистов в возрасте до 30 лет. Эти советы контролировали предоставление молодым специалистам работы по специальности, прикрепление наставников, привлечение к научной и общественной работе.

В 80-е годы высшие учебные заведения начали готовить специалистов по договорам с предприятиями и организациями.  Координировал эту работу Минжилкомхоз РСФСР: собирал запросы от предприятий, изучал, сколько и каких специалистов требуется, изучал, какие профессии не обеспечены кадрами, поддерживал тесные контакты с высшими и средне-специальными учебными заведениями.

В 80-е годы уже около 120 вузов СССР направляло своих выпускников на предприятия и в организации ЖКХ – порядка 4000 специалистов в год. Хотя официальные рейтинги вузов в тот период не проводились, руководители жилищно-коммунальных предприятий отлично знали, какие вузы готовят качественных специалистов.

— у коммунальников многоотраслевых предприятий ЖКХ особенно ценились выпускники Харьковского института коммунального строительства, МИСИ, МЭИ, МГУ;

— в области экономики и финансов – котировались выпускники соответствующих факультетов Горьковского государственного университета, Московского технологического и «Плехановского» институтов;

— для работы в вычислительных центрах ЖКХ, на местах мечтали заполучить выпускников МВТУ им.Н.Э.Баумана,

— специалистов в области отопления и вентиляции (до 1870 года в России их не готовили, в основном эти работы выполняли архитекторы – питомцы императорской академии художеств, а также выпускники горного или технологического института), готовил Санкт-Петербургский Институт гражданских инженеров (1832 — 1931 год), позже преобразованный в Институт инженеров коммунального строительства. Сегодня подготовку специалистов в этой области осуществляют десятки строительных вузов страны;

— среди строительных специальностей были востребованы специалисты с дипломами МИСИ, МАрхИ, ЛИСИ, Ивановского ИСИ, Курского, Воронежского, Пермского политехнических институтов.

— ,  Государственный университет по землеустройству, (образованный в 1779 году для кадрового обеспечения земельной реформы в России), продолжают и сегодня выпускать высококлассных геодезистов;

—  в  водоканалах ценились выпускники соответствующего факультета МИСИ;

— в сфере дорожно-транспортного хозяйства  вне конкурса шли выпускники МАДИ, МИИТа, Ленинградского экономического, Волгоградского, Казанского ИСИ, Новочеркасского, Иркутского, Новосибирского политехнического института;

— коммунальные энергетики были рады выпускникам МЭИ, Смоленского энергетического института;

— если до начала Х1Х века в России не было специализированных вузов, которые бы готовили цветоводов и озеленителей для нужд городского хозяйства, то сегодня – десятки сельскохозяйственных (Московская сельскохозяйственная Академия им. К.А.Тимирязева), лесных (Санкт-Петербурская лесотехническая академия им. С.М.Кирова), Московского лесотехнического института,  архитектурно-строительных вузов (МАРХИ),  техникумы зеленого строительства и многие другие учебные заведения выпускают специалистов по ландшафтному дизайну, озеленению и цветоводству для нужд городского хозяйства, которые востребованы у озеленителей  и цветоводческих хозяйств, проектных и строительных организаций по озеленению городов;       — для подготовки специалистов в жилищной сфере был создан Белгородский государственный технологический университет, осуществляющий подготовку специалистов по технической эксплуатации и реконструкции  зданий. Далее эта специализация была введена в Ростовском государственный технологический университет и других высших и средних учебных заведениях России.

Существенным фактором в повышении уровня  подготовки специалистов для городского хозяйства, явилось открытие Минвузом России в 1999году (в МГСУ и Пензенском ГАСУ) новой для России специальности – Экспертиза и управление недвижимостью. Изучая весь жизненный цикл объекта недвижимости (жилого здания, инженерного сооружения и др.) специальность, таким образом, уделяет большое внимание организационно- техническим и финансово- экономическим вопросам  эксплуатации  этих объектов. Дальнейшее развитие этой специальности, обусловленное востребованностью выпускниками, привело к созданию в ее рамках специализации – Организация и управление ЖКК муниципальных образований.

Сегодня кроме вузов, техникумов и колледжей в системе подготовки специалистов для жилищно — коммунального хозяйства России действуют учебные центры и учебно-курсовые комбинаты, курсы повышения квалификации.   География системы подготовки кадров для нужд коммунальной сферы охватывает сегодня 70 субъектов Российской Федерации: от Калининграда до Владивостока, от Архангельска до Севастополя.

Тем ни менее, процессы глобализации мирового хозяйства, вступление России во Всемирную торговую организацию и, как следствие, интеграция российской экономики в международное экономическое пространство, а также интенсификация миграции, оказывают серьезное влияние на рынок труда в ЖКХ.

Тенденции использования нового современного оборудования, стремительного изменений технологий и усиливающая конкуренция в отрасли, требуют повышения эффективности системы подготовки и постоянного повышения квалификации кадров.

Эти задачи призвана решить создаваемая в России, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2012г. №597, Национальная система профессиональных квалификаций.

Ключевым элементом Национальная система профессиональных квалификаций является приведение учреждениями образования основных образовательных программ (ООП) и федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в соответствие с  профессиональными стандартами, что в конечном итоге должно обеспечить положительный результат проверки соответствия квалификаций выпускников учреждений образования, требованиям заложенным в соответствующих профессиональных стандартах в процессе прохождения ими профессионального экзамена в центрах оценки квалификаций, создаваемых в соответствии с 238 — ФЗ «О независимой оценке квалификаций».

Таким образом, в субъектах Федерации предстоит большая работа региональных отраслевых объединений работодателей в ЖКХ (РООР ЖКХ) и отраслевых органов исполнительной власти по организации, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», проведения профессионально — общественной аккредитации ООП в сфере ЖКХ, на соответствие их отраслевым профессиональным стандартам.

Продолжение следует…

Первая часть статьи

Вторая часть статьи

Третья часть статьи

Четвертая часть статьи

Источник: «Союз коммунальных предприятий»

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ