
С 1 января 2025 года в одном из многоквартирных жилых домов города Уральска, ранее обслуживаемом управляющей организацией, была зарегистрирована форма управления в виде Объединения собственников имущества (ОСИ). Однако процесс создания ОСИ сопровождался грубыми нарушениями законодательства, что стало основанием для подачи судебного иска об отмене регистрации.
Основные нарушения при создании ОСИ
- Недостоверный кворум
Первоначально в листе голосования значились 36 подписей при общем количестве 76 квартир и нежилых помещений, что уже близко к нижнему порогу кворума. Однако позже официальные данные из ЦОНа показали, что собственниками из подписавшихся являлись лишь 26 человек. Остальные 10 не имели прав собственности. - Подписи не собственников
В листах голосования обнаружены подписи лиц, не имеющих прав собственности, что делает их участие юридически недействительным. - Несоответствие кандидата на должность председателя
На момент проведения собрания кандидат на должность председателя ОСИ не была собственником. Позднее она зарегистрировала брак с собственником, но на момент голосования не имела законных оснований для участия в выборах. - Нарушения при оформлении документов голосования
В листах голосования отсутствовали конкретные вопросы, выносимые на рассмотрение. Это противоречит требованиям законодательства и делает собранные подписи юридически ничтожными. - Незаконный состав Совета дома
В состав Совета дома был включён арендатор, не обладающий статусом собственника, что также нарушает нормы закона.
Реакция госорганов и последующее собрание
По рекомендации суда было организовано повторное собрание с участием представителей Департамента юстиции и жилищной инспекции. Однако оно прошло с нарушениями:
- Повестка дня не была объявлена, список приглашённых не оглашён.
- Мероприятие быстро переросло в хаотичное обсуждение, сопровождаемое конфликтами между жильцами.
- Представители государственных органов ушли, не дослушав собрание.
- Присутствующие подписали некий документ без объяснения его содержания и цели.
Суд предложил провести обход всех собственников с новым опросным листом, в котором должны были быть указаны две кандидатуры: действующего председателя и альтернативного. Однако:
- Действующий председатель самостоятельно организовала опрос, заранее раздала листы голосования, указав только свою кандидатуру.
- Сбор подписей проходил без контроля — «на лавочке», без пояснений сути опроса, с участием повторяющихся лиц от одних и тех же квартир.
- Для видимости легитимности процесс фиксировался на видео, но не обеспечивал прозрачности и достоверности.
Судебное разбирательство
С февраля 2025 года продолжается суд по иску об отмене регистрации ОСИ. Однако:
- Судья игнорирует ключевые аргументы истца, в том числе документы из ЦОНа и свидетельства жильцов.
- Дважды подавались заявления об отводе судьи, но оба раза областной суд отказал, не усмотрев оснований.
- Председатель ОСИ отказывается предоставлять отчёты, игнорирует письменные обращения собственников и не выходит на диалог.
Бездействие государственных органов
Создание ОСИ с нарушениями стало возможным в том числе из-за фактического самоустранения государственных органов:
- Жилищная инспекция отказалась вмешиваться в ситуацию, передав ответственность Департаменту юстиции. (копия официального ответа в сканированном приложении)
- Департамент, в свою очередь, отписался, что вопрос находится в компетенции жилищной инспекции. (копия официального ответа в сканированном приложении)
- Суд не проявил заинтересованности в объективном рассмотрении нарушений. (копия официального ответа в сканированном приложении)
Законодательный анализ ситуации
Согласно статье 41-2 закона РК, жилищная инспекция выполняет надзорные функции, включая:
- назначение временной управляющей организации;
- проведение проверок по обращениям;
- выдачу предписаний;
- привлечение к ответственности за нарушения.
Таким образом, жилищная инспекция не только могла, но и обязана была вмешаться, когда появились признаки нарушения прав собственников.
Кроме того, статья 2 (п. 16-8) закона определяет собрание собственников как высший орган управления домом. Все решения должны приниматься гласно и с соблюдением требований к оформлению. А статья 42-1 устанавливает требования к протоколу и листам голосования, включая обязательное указание вопросов, персональных данных, формы проведения и итогов голосования.
Согласно статье 43 закона:
- председателем ОСИ может быть только собственник или член его семьи, постоянно проживающий в доме;
- председатель ОСИ обязан представлять совету дома ежемесячные и годовыеотчёты по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества;
- по письменному требованию собственника, члена совета дома или ревизионной комиссии председатель должен в течение 15 календарных днейпредоставить копии финансовой документации (включая первичные учётные документы, финансовую отчётность и сведения по текущему и сберегательному счетам) — в бумажном или электронном виде.
Невыполнение этих обязанностей со стороны председателя нарушает не только нормы прозрачности управления, но и законные права собственников на получение информации о деятельности объединения.
В данной ситуации необходимо вмешательство городской прокуратуры с целью разорвать замкнутый круг конфликта, объективно разобраться в обстоятельствах дела и поставить окончательную правовую точку.
P.S. В приложении копии запросов собственника и ответов государственных органов.
Руководитель УЦ «ZHKH-INFO» Алия БОГАЕВА