В срыве начала отопительного сезона впервые виновата не ТЭЦ, а местные исполнительные органы.
Действительно: всегда собакой, которую с октября по апрель пинают в городе металлургов, была ТЭЦ-2 «АрселорМиттал Темиртау». Теперь же ее место заняла структура под названием ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства». Именно ОЖКХ в преддверии отопительного сезона и вверг горожан в пучину коммунальных страстей, начав свой подрывной проект под названием «Капитальный ремонт тепломагистрали №3».
5 сентября в Темиртау пришел новый аким Ораз Таурбеков, сменивший на этом посту Кайрата Бегимова, который, в свою очередь, воссел в кресло руководителя управления энергетики и ЖКХ Карагандинской области.
Есть хорошая поговорка: «Коней на переправе не меняют». Но если все-таки и меняют, то на это у принимающих такие решения и обладающих гораздо большим объемом информации о происходящем, должны быть весьма веские причины. Но «они об них» жителям города не докладывают.
А ведь темиртаусцы очень хотели хотя бы еще на месяц оставить предыдущего акима Кайрата Бегимова на его посту, чтобы тот со своей командой ОЖКХ и коммунальным предприятием ТОО «Окжетпес-Т» завел город в отопительный сезон.
Ведь как получается: он ушел в начале сентября, и уже не может отвечать за срыв подготовки к отопительному сезону.
А вновь назначенный аким Ораз Таурбеков еще не может в полной мере нести за это ответственность.
И кто же будет «обеспечивать долженствование в обществе посредством себя груза ответственности»?
Опрошенные 22 сентября жители города как в воду глядели: по состоянию на утро 24 октября тепломагистраль до конца не проложена. А ведь отопительный сезон было обещано начать 30 сентября.
На фоне творящегося коммунального беспредела у граждан Темиртау возник вопрос:
«Почему замену 6 километров труб тепломагистрали №3 не сделали как положено за 3 года, поднимая и меняя по одному участку в год, а не как сейчас – подняв сразу все 6 км? Почему трехгодичный проект по полной замене магистрали, от которой зависит теплоснабжение десяти районов, назвали капитальным ремонтом и решили провести за один сезон?»
Ведь в этом случае финансирование идет из городского бюджета, в результате чего его треть – а это 4,5 миллиарда тенге (!), вложили в проект, на который можно было получить областные или республиканские транши.
Некуда городские деньги девать?
Или ответ кроется в понимании того, что за республиканскими деньгами соответствующие структуры следят гораздо строже, чем за городскими?
Мы уже привыкли, что от 20 до 30 процентов сметной стоимости любого проекта испаряется в воздухе. А треть от 4,5 млрд – это полтора миллиарда тенге.
Безусловно, автор никогда ни на что не намекает. И тем не менее: к чему такое скоропостижное освоение денег налогоплательщиков?
Это скан с февральского интервью уже бывшего акима Кайрата Бегимова. С ним можно согласиться, что «столь масштабных работ в Темиртау не было».
Но вместе с тем стоит добавить, что и столь масштабной социальной напряженности тоже еще не бывало. При любых объемах ремонтных работ, в том числе, и во время предыдущей замены ТМ №3, они всегда заканчивались не позднее 25 августа, а уже 28-29 августа проводилась опрессовка.
В этом же году и власти, и подрядчик, и коммунальное предприятие «Окжетпес-Т» все лето спали, а в сентябре ударными темпами вместе с ТМ №3 бросились менять и вторую тепломагистраль.
«Наше вам с кисточкой»
Давайте, кстати, познакомимся с подрядчиком, проводящем работы на ТМ №3.
Скриншот с сайта госзагупок
Он приехал в Темиртау менять тепломагистраль аж из самого Тараза!
Скриншот с сайта Enbek.kz
Интересно, что при таких деньгах (смотрите ниже — авт.) у компании даже собственного сайта нет.
Посмотрим на ее финансовую состоятельность.
Скриншот с сайта комитета госдоходов минфина РК
Имея обороты, с которых только за I полугодие оплачено почти 3 млрд тенге налогов, вполне себе можете позволить приехать на сезонные работы как с техникой, так и с людьми.
По некоторой информации, таких подрядов в целом по стране у данной компании набрано на 50 миллиардов!
Однако в город металлургов ребята из ТОО «АП-ИМПЭКС» приехали «голые и босые»: на руках только договор госзакупок, и, как говорят, якобы, контракт на поставку труб.
И первым делом они бросились искать в Темиртау людей и технику.
«Даю вам честное благородное слово»
Мы уже видели в новостях, что граждане Темиртау не верят тому, что отопительный сезон начнется вовремя. Он вовремя и не начался.
Давайте посмотрим на бодрую инфографику, что с подачи ОЖКХ ежедневно вывешивали на странице акимата Темиртау в соцсети.
Длина магистрали указана без учета трех перекрестов, под которыми в этом году трубы не меняют
Извините, но это была откровенная ложь: ибо нет ни 4 км «проложенных» труб, как и не может быть 3,5 км, «принятых техническим надзором».
В первом видео в интервью телеканалу Atameken Business автор сказал, что хотелось бы посмотреть на те 4 км уложенных труб, о которых так бодро заявляли и подрядчик, и ОЖКХ.
И 23 сентября в конце рабочего дня он прошелся от начала и до конца всего проспекта Металлургов, и вот что он увидел. Видео весьма подробное, чтобы никто не смог обвинить автора в искажении фактов.
Сведем полученные данные в таблицу.
Итак, всего проложено и сварено около километра труб, но добрая часть из них — это куски по 2-4 трубы. Со стороны как подрядчика, так и ОЖКХ, имеется демонстрация бурной деятельности, и не более того.
И еще раз: как технадзор мог принять 3,5 км труб, если по факту в лотках только 0,93 км?
После выхода видео «о путешествии по третьей магистрали», акимат прекратил выпускать свои бодрые дацзыбао с недостоверной информацией.
Но зато отснял свой новостной сюжет, в котором пресс-секретарь акима города изрекла, что у акимата информация верная, а подобные заявления (о несоответствии заявленным метрам) могут делать только специалисты. Тем самым причислив себя к экспертно-коммунальному комьюнити.
Зима близко
В начале октября в регион пришло похолодание, ночью была уже минусовая температура…
4 октября на странице акимата в соцсети жительница Темиртау разместила нижеследующий пост.
Заморозки, а не нормативная лексика темиртаусцев, которой они обильно поливали местные исполнительные органы власти, взбодрили темиртауских чиновников.
Есть информация, что в Темиртау даже хотели объявить ЧС и отстранить от работ страдающего производственной слабостью подрядчика, но, как говорят, минюст не зарегистрировал.
Тогда подрядчику всем миром, методом авральной народной стройки, стали помогать: на злосчастную магистраль нагнали сварщиков и монтажников с темиртауских предприятий (из Топара даже были), автокраны с «Арселора» подъехали. Работа закипела.
Тепло стали подавать отдельными районами. А поскольку вторую и третью часть магистрали к тому времени не успели сделать, то на некоторые микрорайоны подавали теплоноситель не по магистральной трубе диаметром 820 мм (она не закончена до сих пор), а по 320-й сначала в один микрорайон, а потом в другой. И значит, при похолодании в микрорайонах, подключенных «по-левому», будет далеко не тепло.
Четыре дня назад акимат опять разместил новую информацию о ремонте магистралей.
Что здесь достоверно, а что нет – еще стоит проверить.
Автор же с небольшой периодичностью всё совершал свои пешие прогулки по тепломагистрали №3, которая так и не закончена.
А ведь с первого «похода» прошел месяц.
Знаете, что самое страшное в этой ситуации?
Это не то, что часть темиртаусцев все еще мерзнет, а подрядчик не завершает ремонт магистрали.
И даже не то, что все это происходит накануне выборов президента.
Страшно то, что этот коммунальный беспредел и безнаказанность подрядчиков становятся перманентными. Постоянно длящимся.
И никому до этого дела нет.
P.S. А деньги подрядчик ТОО «АП-ИМПЭКС» – все 4,5 млрд тенге – получит сполна. И ни за что не попадет в список неблагонадёжных поставщиков. Все же у нас братишки и племянники. Хорошо бы Антикору пристальнее рассмотреть эту ситуацию.
А еще есть приличная дыра в магистрали на пересечении проспектов Мира и Металлургов. Так что когда подадут рабочее давление, там рванет так, что придется поднимать весь перекресток, останавливая в морозы целые микрорайоны.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора