Лишь 10% сотрудников отделов ЖКХ в акиматах на местах имеют профильное образование в сфере ремонта и содержания дорог, передает inbusiness.kz.
Фото: Евгения Ермакова
Практичный подход
Неутешительную статистику по нехватке компетенций у специалистов акиматов озвучили в Национальном центре качества дорожных активов (НКЦДА). Отсутствие профильного образования у 90% сотрудников отделов ЖКХ приводит к различным нарушениям. Это могут быть как ошибки в составлении смет, так и неспособность определить степень качества работ в процессе ремонта.
Усугубляют ситуацию текучка и дефицит специалистов в отделах ЖКХ районных и городских акиматов. Чтобы нивелировать ситуацию, в регионах силами экспертов НКЦДА проводят семинары, предлагают акиматам методологическую и техническую поддержку. Однако значительную часть вопросов приходится решать на ходу.
Да, на дорогах областного и республиканского значения обычно ситуация лучше. Как правило, страдают от недостатка внимания объекты районного и местного значения, расположенные на периферии или вдали от областных центров и крупных населенных пунктов.
Люди, знакомые с процедурой организации ремонта, считают, что профильные знания сотрудникам акиматов не нужны. Для этого существует технический надзор, которому платят немалые деньги. Однако в реальности ситуация иная, потому что нередко на удаленных объектах технадзор появляется только для подписания актов выполненных работ. Подобные истории нередки. Факты подтверждают как в филиале НЦКДА, так и в некоторых районных акиматах Костанайской области.
Спор и истина
Контроль качества ремонтов дорог со стороны региональных филиалов НКЦДА в первые несколько лет работы вызывал сомнения в целесообразности трат на услуги специалистов. Речь о миллионах тенге на каждый объект, по которому ведут мониторинг качества материалов и соблюдение технологии.
Но практика показала, что альтернативное мнение позволяет решать многие вопросы по приемке объектов. Потому что нередко технадзор подписывает документы и заказчики вынуждены оплачивать не всегда качественно выполненные работы.
Результаты обследований и замечания центра качества подрядчики периодически пытаются оспорить. И практика сложилась такая, что шли дорожники в «независимую» лабораторию и получали нужные для себя результаты. Но теперь правила изменили.
«В феврале 2024 года утвердили правила взаимодействия в спорных ситуациях. Теперь будем вести не только совместный отбор проб и кернов, но и совместные испытания в выбранной лаборатории. Присутствовать должны все: подрядчик, заказчик, технадзор и представители НКЦДА. Только в этом случае проба подтверждается. Результаты этих исследований будут окончательными. То есть если проба показывает несоответствие, то дорога подлежит переустройству. Не устранению недочетов, только переустройству. Но только по тем кернам, где несоответствие требованиям», – отметили в НКЦДА.
Укрыть асфальтом
Несколько лет назад в регионах появилась практика асфальтирования грунтовых дорог населенных пунктов в рамках среднего ремонта. Так акиматы быстро и относительно недорого решали проблему распутицы в весенне-осенний период. Однако практика показала, что не везде такие дороги простояли долго.
Это одна из причин, почему в 2023 году НКЦДА вменили обязанность по проведению ведомственной экспертизы проектов по среднему ремонту. Как итог за год компания получила на согласование более 1400 проектов по восстановлению покрытия улиц населенных пунктов. Часть из них отклонили именно потому, что в рамках среднего ремонта акиматы предлагали переводить дороги из грунтовых сразу в асфальтобетонные. Но так делать нельзя.
Специалисты НКЦДА отметили, что средний ремонт подразумевает восстановление покрытия. Но как восстановить то, чего не было? Асфальтирование грунтовой дороги без следов старого покрытия – это фактически реконструкция и совершенно другие затраты на разработку проекта и сам ремонт. Для Костанайской и других областей страны подобные требования стали проблемой. Не все акиматы успели вовремя провести экспертизу проектов и объявить конкурсы на ремонт.
Вопрос на самом деле решить можно. Согласно требованиям, дорогу можно перевести в разряд асфальтобетонной из грунтовой. Но должен быть промежуточный этап – гравийная (щебененная) дорога.
«У нас многие дороги построили в 70-80х годах прошлого столетия. Там уже нет первоначальных характеристик. Дорога ушла в грунт. Потому, когда специалисты выезжают, они должны лунку выкопать и увидеть, что дорога не грунтовая, а гравийная. Это считается подтверждением. Если гравий утопился в грунт, то дорога все равно считается гравийной», – объясняют на пальцах специалисты НКЦДА.
По факту работы по щебенению в рамках текущего ремонта нужно производить за счет бюджета, но денег, как правило, в местной казне нет. Как рассказывают руководители отделов ЖКХ на местах, среднего ремонта приходится ждать годами, а если и на щебенение тратиться, то процесс может еще затянуться.
Практика показывает, что выручают местные товаропроизводители. В селах часто главы хозяйств. Но имеющие такую возможность предприятия есть не везде. В этих случаях только откладывать асфальтирование, потому что проекты по такому ремонту грунтовых дорог в рамках ведомственной экспертизы просто отклоняют.
Прямая зависимость
В Казахстане составляют базу дорожных стройматериалов по поручению отраслевого комитета. Производителям предлагают на бесплатной основе пройти лабораторные испытания щебня, бетона, асфальтобетона и так далее. Однако не все идут на контакт. В 2023 году, по официальным данным, удалось поработать со 150 карьерами по производству щебня. А их в стране 900. Причины могут быть разные.
На уровне министерства считают, что в проекты нужно закладывать материалы тех поставщиков, кто состоит в базе. По меньшей мере, отдавать им преимущество. Цель одна – повысить качество ремонтных работ, потому что несоответствие требованиям щебня, бетона или других материалов выявляют регулярно в самых разных регионах страны.
Но дело может быть и в неверно выбранной технологии при проектировании ремонта или расчете сметы. В отделах ЖКХ могут просто не знать об особенностях проектирования, не имея профильного образования. При возникновении проблем указывают и на то, что проект среднего ремонта все же прошел ведомственную экспертизу.
Специалисты центра качества дорожных активов со своей стороны говорят о нехватке времени. Выражается она в том, что на экспертизу проекты по среднему ремонту направляют в зимнее время. На территории северных регионов Казахстана в это время увидеть дефекты и оценить реальное состояние дороги невозможно. Снег, дождь, обледенение, замерзшая грязь…
Еще один аспект – подача проектов в селах по одной улице, а не сразу «пакетом». В рамках ведомственной экспертизы специалисты региональных филиалов НКЦДА должны на месте оценить состояние дороги, провести так называемую верификацию. И если речь об удаленных селах, то нужно успеть во все. На практике за год одно и то же малое село порой приходится посещать не раз. Только в рамках экспертизы. Физически это непросто.
Специалисты обратились к акиматам с просьбой заранее говорить им о планах по ремонту. Так сбор информации о состоянии участка дороги будет более полным.
Еще одна статья затрат для бюджетов – паспортизация дорог, которую в идеале надо проводить после ремонта. И это снова бюджетные деньги.