С 2018 года года наблюдая за развитием ситуации на рынке ЖКХ изучила множество материалов, начиная со времен средневековья, военного времени, послевоенные хрущевские времена, время застоя при Брежневе, время перестройки до приватизации в странах СНГ и не только, лучшие практики внедрения реформы ЖКХ стран ближнего и дальнего зарубежья.
Создалось впечатление, что ранее никто особо не придавал значения отрасли ЖКХ, кроме как строить и строить. Ну если собственникам это было не интересно, главное есть «крыша над головой», то почему профильные организации не изучали и не брали на вооружение лучшие примеры, время на это было, и бюджет, и ведь ездили вроде с целью изучения опыта. Все до чего додумались по управлению и содержанию это утвердить вариант «один дом-один счет»-как в Германии. А ведь проблемы были зарыты гораздо глубже, ещё на стадии строительства. А потом и приватизации, а потом ещё и всеобщем непонимании, «где мое, а где общее и что с этим делать?».
Авторитетный международный эксперт по управлению жилой недвижимостью Вернер Меркель, анализируя рынок СНГ говорит: «Само по себе идея передать управление жилой недвижимостью в руки собственников хорошая. Но практически все страны постсоветского пространства пошли одним путем. Вначале провели приватизацию многоквартирного жилого фонда, а потом стали изучать опыт управления им. Это все равно, что слепому объяснять многообразие цветов. Граждане в одночасье стали собственниками жилых помещений, но не знали, что с этим делать дальше. Приватизация не сопровождалась широкой просветительной работой. Поэтому, став собственниками, в сознании людей по-прежнему оставалась уверенность, что за них все сделает государство. А сознание очень медленно поддается изменению. Это основная причина, почему в управлении жилой недвижимостью пока рано говорить об успехах. Ведь речь идет о решении целого комплекса вопросов, продуманной, четко сформулированной государственной политике и стратегии, понимании, куда идти, в каком направлении двигаться. Много лет работы в странах СНГ напоминает ситуацию, когда садишься в седло, но плохо представляешь себе, куда ехать. Политики должны осознать, нужен ли стране этот опыт. Если нужен, то важно не только изучать его, но и адаптировать с учетом местных реалий и особенностей.»
https://gkhsp.kz/politiki-dolzhny-osoznat-nuzhen-li-strane-etot-opyt/
Но, вернемся к нашей жилищной реформе, которая вызвала много шума. Собственники не приняли его, и не смотря на многочисленные выступления и предупреждения экспертов отрасли, которые непосредственно связаны с управлением, содержанием и сервисом о неработоспособности вводимых новшеств — его продолжали разными путями внедрять. Появились «скороспелки» ассоциации и центры (хорошо что их мало этих фанатиков), которые вводили людей в заблуждение лозунгами «ваше все, вы управляете ещё и заработаете на своем доме», регистрировались ОСИ «один дом -один счет» в нарушение самого закона с привязкой к общегородским инженерным сетям, а «высший пилотаж» в городе Караганде одна из «консультантов» из северной столицы готова была создать ОСИ на микрорайон парировав «дайте хоть одну общую инженерную сеть и я привяжу ОСИ на микрорайон», также как в Актау похвастались, что создали на 6-9 домов одно ОСИ, в том числе и на микрорайон, есть города которые пошли своим путем спасая дома от развала и хаоса.
Недавние слушание на площадке Общественного совета по вопросам индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, где помимо государственных чиновников из депутатского корпуса, МИИР, КДС, Казцентра ЖКХ были простые управляющие, председатели ОСИ, руководители общественных объединений из разных городов Республики. Вот они как раз и рассказали с чем столкнулись, какие проблемы вскрылись на фоне внедрения жилищной реформы. Не буду повторяться, материал можно почитать по ссылке https://gkhsp.kz/obshhestvennye-slushaniya-po-reforme-zhkh-rezyume-chto-govoryat-praktiki-otrasli/
Неоднократно мною задавался вопрос – почему разнятся данные статуправления, КДС и Казцентра ЖКХ. Ответа так не получила. Сделала официальный запрос Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому и реформам Республики Казахстан.
Полученные данные сформированы на основе Информационной Системы «Статистический регистр жилищного фонда» ИС «СРЖФ». Основными источниками актуализации данных ИС «СРЖФ» являются государственная база данных Регистр населения, сведения похозяйственного учета и сведения из выборочных обследовании домашних хозяйств. Данные на 1 января 2022 говорят о том, что количество домов по Республике Казахстан выглядят следующим образом:
Всего в РК – 310 810 жилых домов (от 2х до 6-картирных домов), многоквартирные дома от 6 и более квартир по Казахстану составляют – 63 445 домов, в том числе в Алматы – 11 713 квартир, в северной столице – 3 311 домов, в ЮКО (Шымкент, Туркестан) – 4 372 дома, ну и так далее (см. таблицу ниже)
Почему же нам все время говорят о каких-то 47 000 домах, по которым выполнен план перехода на новые формы управления на 90%?
Так какой процент перешедших на новые формы управления, причем по свободному волеизъявлению собственников, если быть честными к народу. Был ли свободный выбор? Ладно высшее руководство, скорее всего закроет на это глаза и примет и похвалит, но ведь людей, а их не много не мало 19 миллионов населения — не обманешь.
Не пора уже признать, что ОСИ надо начинать регистрировать в новых домах, учитывая, все процедуры за которые ответственные —застройщики. Во вторичном жилищном фонде могут конкурировать как действующие органы управления, так и вновь создаваемые. Не пора ли обязать застройщиков качественно строить и сдавать в эксплуатацию со всеми положенными по закону документами. Иначе мы будем терять новый жилищный фонд страны не выходя из гарантийного срока эксплуатации дома.
5.4 Көппәтерлі үйлер бойынша пәтер саны
Многоквартирные дома по количеству квартир
P.S. Все данные по жилому фонду по Республике Казахстан на 1 января 2022 года имеются, продолжаем анализировать.
«Без данных вы просто еще один человек с собственным мнением» (Деминг, Уильям Эдвардс,)