Продолжение.
Основные этапы становления и развития жилищно – коммунального хозяйства России
В это время, осуществлялись перманентные попытки реформирования хозяйственного механизма отрасли.
Все они, как правило, сводились к совершенствованию структуры управления, к привлечению к проблемам эксплуатации и содержания жилья предприятий градообразующей базы, к изысканию средств на эксплуатацию путем перераспределения расходов на эти цели через соответствующие коммунальные предприятия и на промышленную группу потребителей.
Состояние жилищно-коммунального обслуживания населения России вызывает все большую озабоченность общественности и органов власти. В этих условиях реформирование отрасли является важнейшей социально-экономической задачей государства. И это совершенно справедливо, ибо от того, в каких условиях живет человек, зависит его здоровье, настроение, работоспособность, отношение к власти.
Принятое Постановление Совмина РСФСР от 29.06.1989 №235 «О переходе жилищно-коммунального хозяйства на хозрасчет и самофинансирование» определило концептуальные основы реформирования жилищно-коммунального хозяйства на пути к рыночной экономике, предусматривающие:
- переход предприятий ЖКХ на самофинансирование и хозрасчет;
- введение договорных отношений при производстве жилищно-коммунальных услуг между местными органами власти и предприятиями;
- переход на взаиморасчета за выполненные работы согласно договорам, на основе планово-расчетных тарифов, покрывающих затраты предприятий;
- введение санкций при отступлении от качественного и экологически безопасного жилищно-коммунального обслуживания.
Коренные преобразования связанные с ликвидацией СССР и созданием самостоятельного государства – Российская Федерация, привели, в том числе, к ликвидации в 1990 году Министерства жилищно – коммунального хозяйства РСФСР выполнявшего хозяйственные функции в этой сфере экономической деятельности государства.
После ликвидации Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР в 1991 году был образован Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству при Совете министров РСФСР. В этом же году он был переименован в Государственный Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, а в 1992 году вновь преобразован в Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, как структурное подразделение Минстроя России.
В 1993 г. Комитет ЖКХ был вновь образован Комитет по муниципальному хозяйству Российской Федерации (Роскоммунхоз).
В 1994 г. на базе Госстроя России и Роскоммунхоза образуется Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
В течение1994 – 2014 годов функции координации деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве на федеральном уровне еще несколько раз закреплялись то за Госстроем, то за Минпромэнерго, то за Минрегионом России. С 2014 года эти полномочия находятся в ведении вновь созданного Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Несмотря на то, что с начали 90-х годов ориентация на развитие самоуправления муниципальных образований привела к передаче всех полномочий по развитию жилищно – коммунального хозяйства в ведение муниципальных органов власти, на региональном уровне вопросами ЖКХ занимаются соответствующие структуры.
На федеральном уровне осуществляется только законодательное регулирование этой сферы деятельности и програмно – целевые методы поддержки местных инициатив по развитию жилищно – коммунального хозяйства.
Для этого Указом Президента Российской Федерации от 8. 04.1997 года №425 утверждается «Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации», которая основывается на принципах изложенных в Постановлении Совмина РСФСР от №235 и исходит из того, что необходимо изменить порядок когда весь жилищный фонд страны и объекты городской инженерной инфраструктуры принадлежал государству, и оно же выступает в роли подрядчика и инвестора по их эксплуатации и развитию.
Граждане являлись квартиросъемщиками (нанимателями) и оплачивали лишь 2% от общих реальных затрат на эксплуатацию многоквартирных домов. Государство же несло огромные расходы на субсидирование ЖКХ, которые составляли около 7% ВВП.
Принимая во внимание, что страна в 90-х годах ХХ века начала переход от плановой экономики к рыночной, было принято решение о постепенном прекращении бюджетного дотирования и переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг населением.
Принятые в начале 90-годов XX века Законы РФ «О приватизации жилищного фонда » и «Об основах Федеральной жилищной политики», определили новую жилищную политику России, направленную на развитие частной собственности, привлечение внебюджетных источников финансирования, развитие конкуренции в сфере жилищного хозяйства.
В соответствии с этими документами право собственности на занимаемое жилье бесплатно переходило к гражданам путем проведения приватизации, которую планировалось завершить в короткие сроки, но процесс затянулся на 20 лет и в полной мере не закончен даже на сегодняшний день. По состоянию на 2016 год около 20% жилых помещений, подлежащих приватизации оставались в государственной (муниципальной) собственности.
В 1992 году было принято Постановление Правительства РФ «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг», где утверждались сроки поэтапного перехода на новую систему оплаты на 1994-1998 годы. При этом, предельный уровень платежей граждан должен был ежегодно увеличиваться на 20% и в 1998 г. достичь уровня 100% оплаты населением затрат на содержание и ремонт жилья и предоставление коммунальных услуг.
Ключевым моментом первого этапа реформы ЖКХ являлось введение договорных отношений во всех уровнях производства, предоставления и потребления услуг ЖКХ для отраслевых предприятий всех форм собственности.
В регионах России осуществляется разграничение функций управления и содержания объектов ЖКХ, формирование отношений заказчика и подрядчика на выполнение жилищно-коммунальных услуг.
По данным Госкомстата России, в этот период, в 13.3 тысяч муниципальных образований создано более 30000 служб заказчика, заключено около 1.0 млн. договоров подряда на содержание муниципального жилищного фонда, в том числе со службами заказчика. За счет передачи в муниципальную собственность объектов ЖКХ от промышленных предприятий и организаций в 1,8 раза увеличились объемные показатели производимых жилищно-коммунальных услуг.
В 2012 году было принято законодательное решение (Федеральный закон № 271-ФЗ от 25.12 2012г.) о создании гарантированного источника финансирования расходов, связанных с проведением капитального ремонта многоквартирных домов, а также обеспечения погашения привлекаемых на эти цели кредитов, займов, уплаты процентов по ним. Был введен обязательной ежемесячной платы за капитальный ремонт, уплачиваемой всеми собственниками помещений в многоквартирных домах, в том числе публичными образованиями, владеющими неприватизированными квартирами в многоквартирных домах.
Законодательством предусматривалось не только перераспределение нагрузки по финансированию капитального ремонта от государства на население, но и раскрывались механизмы организации капитального ремонта многоквартирных домов, на основе формирования региональных программ и фондов капитального ремонта.
Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство – базовая отрасль российской экономики, обеспечивающая население жизненно важными услугами, а промышленность – необходимой инфраструктурой. Оборот жилищно-коммунального хозяйства составляет 3,9 трлн. рублей, что соответствует 5,8% валового внутреннего продукта России.
Объем жилищного фонда в Российской Федерации составляет 3,3 млрд. кв.м., в том числе многоквартирных домов 2,2 млрд. кв.м. (что составляет 67% от общего объема жилищного фонда), индивидуальных жилых домов — порядка 1млрд. кв.м
В настоящее время в сфере жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации функционирует свыше 52 тысяч предприятий различных форм собственности, оказывающих жилищно-коммунальные услуги. Среднесписочное число работников этой сферы составляет около 2,5 миллионов человек.
В настоящее время, основными целями государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» являются повышение качества жизни населения путем повышения качества и надежности жилищно-коммунальных услуг, а также обеспечения их доступности для населения.
Приоритетами государственной политики в жилищно-коммунальной сфере являются:
- повышение комфортности условий проживания;
- улучшение качества жилищного фонда,
- модернизация и повышение энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- обеспечение доступности жилищно-коммунальных услуг.
Механизмы достижения поставленных целей и задач раскрываются в «Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации до 2020 года» утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации № 80-р от 26 января 2016 г.
Источник: «Союз коммунальных предприятий»